Обзор-тестирование Garmin eTrex 10, 20, 30

Обзор-тестирование Garmin eTrex 10, 20, 30

Имена у тестируемых приборов оказались простые: eTrex 10, eTrex 20 и eTrex 30. Посмотрим, как они поведут себя в ориентировании. Пешком, на машине, на поезде, в больших городах и маленьких деревнях, в зимнему лесу и внутри помещений, на прогулках и в дальней поездке.

Технические характеристики

(Официальные данные с сайта garmin.com)

eTrex Venture Cx

eTrex Legend HCx

eTrex 10

eTrex 20

eTrex 30

Размеры (Д x Ш x Т, см)

10.7 x 5.6 x 3.0

10.3 x 5.4 x 3.3

Дисплей

цветной

монохромный

цветной

Размеры дисплея, см

3.3 x 4.3

3.6 x 4.3

Разрешение дисплея, пикселы

176 х 220

Расположение кнопок

на торцах

Управление (кроме кнопок)

мини-джойстик

Слот microSD

есть

нет

есть

Возможность загрузки карт

векторных

нет *

векторных, растровых

Маршрутных точек

500

1000

2000

Маршрутов

50

200

Емкость путевого журнала

10000 точек, 20 треков

10000 точек, 200 треков

Высокочувствительный приемник GPS

нет

есть

Поддержка GLONASS

нет

есть

Электронный компас

нет

есть

Барометрический альтиметр

нет

есть

Возможность связи между приборами

нет

есть

Разъем для внешней антенны

нет

Разъем USB

стандартный miniUSB

Влагозащищенность

IPX7

Плавает в воде

нет

Элементы питания

АА (2 шт.)

Максимальное время работы от батарей, ч (**)

32

25

Вес (с батареями), г

156

142

Цена, руб. (***)

-

9690

5990

11350

13723

(*) Кроме базовой векторной карты мира.
(**) Подразумеваются щелочные (alkaline) элементы питания.
(***) Данные сайта garmin.ru (ЗАО "Навиком") на 20 января 2012 г.

Комплектация

Коробки небольшие, аккуратные, из толстого глянцевого картона. Торцы украшены фрагментами природных ландшафтов. Garmin подчеркивает главное предназначение eTrex – быть компаньоном во время прогулок на свежем воздухе. Внутри каждой коробки:

  • Навигатор.
  • USB-кабель.
  • Бумажная документация: "быстрый старт", руководство пользователя (общее для eTrex 10, 20, 30), гарантийный талон и руководство по безопасности. Все на русском языке.

Прошивка во всех предоставленных мне приборах – версии 2.40. На момент написания статьи для eTrex 10 была доступна прошивка 2.50, для eTrex 20 и 30 – 2.60. Полагаю, владельцам GPS имеет смысл использовать новые прошивки, в которых исправлены недочеты прежних версий.

Навигаторы eTrex 20 и 30 были укомплектованы векторными картами "Дороги России. Топо. 6.09 " от компании "Навиком", загруженными во внутреннюю память. Следует отметить, что та же карта более новой версии 6.11 имеет объем, превышающий 1.7 Гб памяти приборов. Выход – покупка карточки microSD. Garmin сообщает, что приборы поддерживают карточки объемом до 32 Гб. У меня навигатор eTrex 30 заработал с 16 Гб microSDHC фирмы Transcend без каких-либо проблем.

Кстати, компания не включает в поставку карточки microSD. Производители электронных устройств вообще делают это редко. (Или суют в коробку дешевую малоемкую карточку). Вместо диска с программным обеспечением Garmin предлагает скачивать нужный софт со своего сайта в интернете. Тоже можно понять. Но вот что странно: компания лишила покупателей практичного ремешка, который ранее входил в комплект. Жаль. Ремешок – важное дополнение к туристическому навигатору.

Внешний вид, конструкция

Прибор отлично ложится в руку. По сравнению с предыдущими eTrex новый навигатор стал чуть меньше и утратил сужение в нижней части. Теперь это ровный кирпичик со скругленными краями. Джойстик прежнего размера, он остался на лицевой панели над экраном, но переехал на другую сторону и теперь ложится под большой палец правой руки. (Правши должны оценить). В мужской руке большой палец лишь чуть-чуть перекрывает экран; женщины и дети не встретят никаких проблем. Торцы навигатора обрезиненные. Из того же материала выполнена вся задняя часть навигатора, кроме снимающейся крышки. Можно надеяться, что производитель наконец-то победил известную проблему eTrex – отклеивание резиновой полоски на торцах прибора. Теперь просто нечему отклеиваться. Конструкция навигатора выглядит цельной и надежной. "Резиноподобный" материал на ощупь чуть более твердый, чем у прежних eTrex. Специальные выступы призваны повысить "ухватистость" прибора.

Торцевые кнопки (их по-прежнему пять) оказались лишены маркировки в виде углублений (кроме кнопки включения-отключения). Они стали более плоскими и гладкими. Кнопки правого торца разнесены на то же расстояние, что и в прежних моделях eTrex, а вот расстояние между кнопками левого торца уменьшилось на пару миллиметров. Подписи выполнены на лицевой части с помощью краски.

На нижнем торце – ушко для ремешка. Хоть и пластмассовое, но достаточно толстое, чтобы не опасаться за навигатор при случайном рывке. Сзади в верхней части под резиновой заглушкой прячется разъем microUSB. Как и прежде, заглушка не отделяется от корпуса, поэтому нет риска потерять ее. Под заглушкой видны шляпки двух винтиков. Кроме того, сзади есть еще шесть доступных винтов (два снаружи и четыре под крышкой).

Съемная задняя крышка оснащена стандартным фирменным креплением Garmin, совместимым с креплениями навигаторов Oregon/Dakota/62. (Один пользователь написал мне: "На купленное раньше велокрепление для Орегона замечательно встал мой eTrex 30"). Правда, здесь крепление пластиковое. Крышка снимается привычным металлическим "ключиком". Достаточно поддеть ногтем и повернуть на 90 градусов. Отсек для батареек окаймлен защитной резинкой. Крышка плотно прижимается к ней в закрытом положении. Батарейки (2 х АА) вставляются и вынимаются легко. Значки полярности выдавлены в пластике. Цветом они не отличаются, но держатели контактных площадок выполнены таким образом, что ошибиться с полярностью батареек вы не сможете. Под батарейками размещен слот для карточки microSD.

Модели легко различить не только по названию (оно прямо над экраном), но и по цвету пластика корпуса. У eTrex 10 он желтый, у eTrex 20 коричневый, а eTrex 30 получил темно-серую окраску. По-видимому, компания Garmin утвердилась в цветах для своих приборов, хотя мне как путешественнику трудно согласиться с таким выбором. Я уже не раз писал, что более яркий корпус помогает не потерять прибор в траве или среди камней, особенно если наступили сумерки. С другой стороны, трудно спорить с тем, что желтый, оранжевый или салатовый "гаджет" издалека выглядит, скорее, как игрушка, чем как солидный GPS-навигатор.

Чтобы услышать малейший скрип корпуса, нужно приложить заметное усилие. Прибор собран добротно и оставляет впечатление надежного, "трудноубиваемого" устройства.

Экран

По своим размерам схож с экранами предшественников серии eTrex. У моделей 20 и 30 – трансрефлективный TFT (65 тысяч цветов), у модели 10 простой монохромный. Точнее, он отображает четыре градации серого. На солнце оба экрана выглядят вполне прилично. В eTrex 20 и 30 можно выбрать цветовую схему и установить режим "день/ночь", а в eTrex 10 отрегулировать контрастность. Цветные экраны мне понравились. Возможно, немного уступают экрану знаменитой 60CSx, но выигрывают у Oregon/Dakota и не хуже прежних моделей eTrex. Экран eTrex 10 визуально темнее по сравнению со старшими моделями. Во всех трех приборах заявлено разрешение 176 х 220, но у eTrex 10 оно кажется меньшим. Картинки и шрифты выглядят угловатыми, с "лестничным" эффектом. Присмотревшись, понимаешь, что дело не в разрешении. Просто экран eTrex 10 не может демонстрировать сглаживание, как его цветные собратья. Тайм-аут и уровень подсветки во всех моделях легко регулируются.

Интерфейс

Навигатор включается нажатием на правую нижнюю торцевую кнопку. Заставка Garmin, и через пару секунд мы видим главное меню. Оно составлено в традициях последнего ПО от Garmin и может слегка озадачить истинного приверженца eTrex. На мой взгляд, крупные пункты меню на маленьком экране – это хорошо. По ним удобно перемещаться джойстиком, особенно если вы уже привыкли к нему. Меню "закольцовано", то есть, достигнув последнего пункта, вы по нажатию джойстика "вниз" переходите на первый. По умолчанию главное меню – единственная установленная в навигаторе страница. Я люблю иметь несколько "рабочих столов", поэтому в пункте "Последов.страниц" добавил несколько наиболее часто используемых мной: "Карта", "Компас", "Путевой комп." и "Спутник". Листать страницы можно правой верхней кнопкой.

Поддерживаются сменные профили (для туристов, геокешеров, автомобилистов и т.д.). Каждый профиль настраивается. Настройки сохраняются при переключении между профилями. Можно приспособить под себя и главное меню: убрать некоторые кнопки или изменить их порядок. Например, если вам не нужны секундомер и расчет площади, а "Менеджер маршрутных точек", наоборот, надо передвинуть в самую верхнюю строчку.

Русский интерфейс доступен с момента первого включения навигатора и выбором из 25 языков в настройках.

Обычно я тестирую навигаторы, не заостряя внимание на бумажном руководстве, но в этот раз мне захотелось узнать, как производитель объясняет разницу между режимами подключения "Накопитель" и "Garmin". К моему удивлению, в руководстве не упоминались ни возможность выбора, ни даже пункт меню. Авторы руководства игнорировали поддержку ГЛОНАСС (соответствующие настройки описывались будто для другого прибора). Описаний некоторых настроек найти не удалось. Иногда авторы руководства вводили читателя в заблуждение. (Например, под заголовком "Настройки направления" в руководстве написано "Эта функция доступна на eTrex 30", хотя первые три пункта доступны и на eTrex 20). Названия пунктов меню оказались переведены иначе, чем в приборе, и даже ссылка на местоположение электронной версии руководства (в приборе) оказалась неправильной.

Работа "в поле"

В первую очередь меня интересовала способность новых eTrex "ловить" и удерживать спутниковый сигнал в сложных условиях, а также оценка полезности ГЛОНАСС.

Я начал с простого: положил прибор на стол в полуметре от угла окна. Холодный старт. Обстановка неблагоприятная: жилой дом напротив и деревья вплотную. Со своего места навигатор еле-еле мог видеть небо в узком секторе. Он предупредил меня о "слабом сигнале GPS", но храбро пытался наладить связь со спутниками. Задача оказалась eTrex не по плечу. Однако и в таких скверных условиях навигатор сумел поймать и удерживать сигнал с двух спутников. Лежавший рядом старенький Venture Cx демонстрировал неспособность поймать хоть какой-нибудь сигнал. Стоило переложить навигаторы на подоконник, и новый eTrex за секунду установил связь сначала с тремя, потом с четырьмя, а через полминуты и с пятью спутниками (и продолжал сражаться еще за два). Старым eTrex Venture Cx овладела задумчивость.

Такой же была картина в поезде при холодном старте (приборы на верхней полке примерно в 10 сантиметрах от окна). Гораздо лучше – после прогулки по вокзальной площади, а потом внутри поезда. Навигаторы вычерчивали треки, пока состав не углубился в тоннель плотного заснеженного леса. Вообще, в густом лесу сигнал заметно слабел, но навигаторы старались изо всех сил.

Прием сигнала на городских площадях и широких улицах был замечательным. Даже в узких московских двориках рядом с Садовым кольцом. Гуляя под металлической крышей пешеходного Багратионовского моста, я не переставал удивляться, как цепко GPS-навигатор "держит" спутники. В окрестностях Новгорода я забрался с eTrex под крышу деревянной церкви, и навигатор меня не огорчил. Правда, в музее (первый этаж бетонного здания) сигнал потерялся – но никто и не ждал чуда.

Поддержка ГЛОНАСС добавила положительных эмоций. Навигатор почти всегда "находил" первыми GPS-спутники, а в работе число GPS-спутников почти всегда превышало число спутников ГЛОНАСС. Но при тестировании были ситуации, когда в трудных условиях и при значительных помехах навигатор "ловил" всего два или три спутника GPS – недостаточно для успешной навигации при "холодном старте". Включение режима "GPS + ГЛОНАСС" позволяло навигатору "поймать" еще пару спутников ГЛОНАСС. При слабом сигнале удавалось повысить точность определения координат. Революция в спутниковой навигации? Я бы не сказал. Но польза от системы "два в одном", на мой взгляд, есть.

Интересно, как eTrex проявит себя в поиске небольших, "точечных" объектов? Наши приборы участвовали в поиске и создании ряда геокешерских тайников, в том числе в сложных условиях плотной городской застройки: на Тишинке, у здания Московского ипподрома, рядом с высоткой на Котельнической набережной, на Красной Пресне, неподалеку от Экспоцентра, в Лужниках, на Поклонной горе, у гостиницы "Украина", в Серебряном бору, в заповеднике "Витославлицы" под Новгородом и много где еще. На точность жаловаться не пришлось: навигатор честно выводил нашу команду в искомые места.

Скорость прорисовки векторной карты "Дороги России. ТОПО" показалась не очень высокой. Это не ощущается во время обычного движения и записи трека. С простыми картами (например, окрестности Новгорода) также не было проблем. Но если вы панорамируете или масштабируете карту, насыщенную мелкими деталями (например, центр Москвы), медлительность прибора становится заметной. Можно увеличить скорость работы, снизив детализацию в настройках карты. Простой eTrex 10 с базовой картой мира (считай, карты нет вовсе) шустрее.

Можно ли использовать eTrex в автомобиле? Да. В eTrex 20 и 30 есть карта, во всех трех навигаторах – маршрутизация. Но маленький экран, а также отсутствие сенсорного управления и голосовых подсказок делают eTrex плохим конкурентом огромному количеству автомобильных навигаторов.

Меня спрашивали, досаждают ли в новых приборах рыскания стрелочки, когда навигатор пребывает в состоянии покоя (известное свойство навигаторов на чипсете SirfStar3). Так вот, если прием спутников средний или хороший, стрелка ведет себя спокойно. Медленные блуждания по экрану возникали только в условиях откровенно плохого приема, например, в гостиничном номере. Навигатор "сомневался в себе" и пересчитывал координаты. Это не было похоже на лихорадочные метания, которые мы видели на Sirf3.

Некоторые люди, которым я предлагал попробовать работу с новыми eTrex, отмечали неудобство плоских невыразительных кнопок при работе в перчатках. (В мороз или на лыжном маршруте). Были, однако, и другие отзывы: в легких перчатках работать нетрудно, а вот в толстых наверняка возникнут проблемы. Я попробовал. Поначалу управлять навигатором в перчатках было неудобно, особенно двумя левыми верхними кнопками. Но, может быть, со временем пальцы привыкнут. Помогают звуковые сигналы нажатия на кнопки. Их можно включать, отключать и даже немножко настраивать. Это касается только eTrex 20 и 30; младшая модель беззвучна.

Я оценил решение, придуманное Garmin для того, чтобы пользователю нельзя было ошибиться с полярностью батареек. Из-за спешки или темноты я не раз пытался вставить батарейку "плюсом к минусу", но она не входила в батарейный отсек. И хорошо. В других навигаторах перепутать полярность было слишком легко.

На маршруте обнаружилась досадная ошибка. Я командовал навигатору идти на выбранную точку, а спустя некоторое время хотел прекратить навигацию. Обычное дело, если, к примеру, вы уже прибыли в нужный район и толстая прямая линия на экране становится помехой. Однако пункта "Остановить навигацию" нет в контекстном меню ни одной из выбранных мной страниц (логично было бы увидеть в режиме карты). Чтобы остановить навигацию, нужно отправиться в главное меню, затем в пункт "Куда", и уже там выбрать нужную кнопку. Зато для возобновления навигации (что требуется значительно реже) в контекстном меню пункт есть. Правда, он переведен на русский как "Завершить навигацию" (то есть, с обратным смыслом).

Не все просто с переключением языка виртуальной клавиатуры. Зачем это нужно, спросите вы? Например, чтобы задать имя для создаваемой точки, переименовать ее, добавить комментарий или искать по имени среди точек с названиями на языке, отличном от языка интерфейса. В eTrex 10 переключение языков клавиатуры отсутствует. В eTrex 20 и 30 оно существует, но для выбора языка приходится проматывать длинный список. Будем надеяться, что Garmin в будущем предложит владельцам навигаторов возможность избавляться от "лишних" языков и оставлять только нужные.

Вопрос, заданный одним из моих читателей: можно ли, используя навигатор в режиме карты, создать точку не там, где находишься, и не в проекции (расстояние/азимут), а в произвольном месте? Можно. Для этого нужно поместить курсор в нужную позицию и кратко нажать на джойстик (долгое нажатие – создание точки "где стоишь"). Возникнет окно с координатами и кнопкой "Старт". Нажмите левую нижнюю кнопку и выберите "Сохранить как маршрутную точку". В дальнейшем при желании можно отредактировать название и значок этой точки в "Менеджере маршрутных точек".

Я не предпринимал никаких специальных мер защиты экранов и корпусов, но и не издевался над приборами. За месяц тестирования на поверхности экранов у всех трех испытуемых появились микроцарапинки. Это не специфично для новых eTrex: другие навигаторы обладают тем же свойством. Но мне встречались смартфоны с более стойкими экранами. Думаю, походный навигатор подвержен разным превратностям судьбы в большей степени, чем автомобильный навигатор или смартфон, поэтому от него ждешь высокой устойчивости к мелким механическим воздействиям. Было бы хорошо добавить в комплект поставки защитную пленку на экран. Простой неопреновый чехол тоже пришелся бы кстати.

Неплохо было бы иметь в навигаторе блокировку кнопок. Особенно это касается джойстика. Один коллега-ориентировщик описывает ситуацию так: "Вечер, холодно. Батарейки мерзнут… Прячем навигатор ближе к телу, греем его, выжимаем милливольты температурой собственного тела. А он цепляется в кармане за ткань своим джойстиком и светит потихонечку в темноте. Не говоря о том, что расставляет маршрутные точки. Блокировка кнопок могла бы помочь. В дороге это дало бы прибавку к автономной жизни".

Подключение к компьютеру

Если подключить eTrex к USB-порту компьютера, навигатор по умолчанию определяется как дисковый накопитель. На самом деле, в настройках есть два варианта: "Накопитель" и "Garmin". Если выбрать второй, то при подключении eTrex будет предлагать выбор из двух вариантов.

Одна папка в памяти прибора (eTrex 20 и 30) называется "Documents". Тут я обнаружил руководство пользователя, в том числе на русском языке (формат PDF). Другая папка (все три модели) носит имя "Garmin". Она оказалась более разнообразной. Так, в "Garmin\Text" нашлись файлы перевода интерфейса, в том числе на русском языке (Russian.gtt). Аккуратно изменив содержимое файла в обычном &qu \ot;Блокноте" Windows, вы можете поправить перевод по своему вкусу. В папке "JPEG" хранятся фотографии, которые eTrex готов продемонстрировать, если выбрать соответствующий пункт меню. (Правда, мне трудно придумать, зачем человеку может понадобиться смотреть фотографии на крошечном экранчике, учитывая, что встроенной камеры ни один eTrex не имеет). Папку "Garmin\GPX" можно использовать для хранения и загрузки GPS-точек (в том числе геокешерских тайников). Карта "Дороги России" обнаружилась в файле gmapprom.img.

С точками в формате GPX все просто: достаточно скопировать файл в папку "Garmin\GPX" на eTrex. Загрузка точек WPT в навигатор напрямую (через меню) из популярной программы OziExplorer прошла успешно. (Навигатор нужно подключать в режиме накопителя). Возможно, вам понадобится обновить OziExplorer, так как старые версии этой программы не поддерживают eTrex 10, 20, 30. Можно загрузить точки другим способом: экспортировать их из OziExplorer в формат GPX и потом скопировать в папку "Garmin\GPX". Такая же ситуация с треками и геокешерскими тайниками. Гарминовская программа BaseCamp (ранее известная, как MapSource) весьма удобна для работы с точками и треками.

Загрузка карт

Когда начинаешь работать с картами, становится ясно, что USB 2.0 тут нет. На копирование относительно маленького файла размером 33 Мб у меня ушла целая минута.

Чтобы загрузить в навигатор векторную карту, достаточно скопировать файл .img (это собственный формат Garmin) в папку Garmin. Название файла значения не имеет. Устраивать особую подготовку карты или собирать все карты в один файл не нужно. Закачав несколько разных img-карт одного и того же населенного пункта в навигатор, я мог переключаться между ними, выбирая через кнопку "Меню" пункт "Настройка карты" – "Выберите карту".

Что касается растровых карт, то современные навигаторы от Garmin воспринимают и показывают на своих экранах так называемые Garmin Custom Maps в Google-формате .kmz. Раньше я уже рассказывал, как подготовить такую карту вручную с помощью Google Earth, а также пробовал (и успешно) загружать готовые растровые карты в формате .kmz в навигатор. В этот раз я зашел на marshruty.ru, сохранил фрагмент растровой карты в формате .kmz на компьютер и записал файл в папку Garmin\CustomMaps. Полученная таким образом растровая карта нормально отобразилась в навигаторе. В месте "стыка" с векторными "Дорогами России" было видно, как продолжаются линии улиц – вполне точная привязка. С помощью программы "SAS.Планета" я сохранил в .kmz кусочек космоснимка Хибинских гор и загрузил его в навигатор. Все прошло гладко.

Но так бывает не всегда. Некоторые карты .kmz, найденные в сети, навигатор воспринимать отказывался. А однажды мне "удалось" загрузить в GPS-навигатор неплохую карту Москвы и Подмосковья, но со сбитой привязкой, так что родное Ясенево перепрыгнуло через МКАД и улетело куда-то южнее Пахры. Виноваты не приборы, а карты? Соглашусь. Но в целом, ситуация с загрузкой растровых карт в навигатор сегодня напоминает мне установку драйвера для какого-нибудь редкого видеоадаптера в ранних версиях Windows. Существуют разные драйверы, и каждый, вроде бы, работает, но немножко не так, как хотелось бы. Или должен работать, надо лишь залезть в файл настроек и подправить... в общем, вы меня понимаете. Например, интернет предлагает инструкции "как загрузить растровую карту, привязанную Ozi Explorer, в навигатор Garmin" (вопрос, который волнует многих). Советы для энтузиастов. Для тех, кто готов пройти десяток шагов и попробовать парочку незнакомых программ, тоже не всегда совершенных: эта условно-бесплатная, та устарела, а третья требует сначала установить какой-нибудь Microsoft .NET Framework 3.5 SP1. Предложив для своего платного сервиса BirdsEye проприетарный формат JNX, компания Garmin дала новую пищу для изобретательных умов. Простой, понятный, быстрый и безошибочный способ конвертировать карты разных форматов и загружать полученный результат в навигатор – способ, который вы могли бы с чистой совестью рекомендовать новичку – пока остается делом будущего.

Думаю, было бы хорошо иметь возможность включать/отключать отдельные растровые карты (сейчас их можно включить или отключить только "всем скопом").

Энергопотребление

Заявленные Garmin 25 часов автономной работы – отличное время для навигатора с поддержкой карт. Правда, это с выключенной подсветкой, а вы наверняка не захотите постоянно работать без подсветки.

При тестировании в навигаторах были включены обе системы (GPS и ГЛОНАСС), подсветка устанавливалась на максимум, таймаут 15 секунд, встроенный компас в eTrex 30 выключен. Я работал с предустановленной картой "Дороги России" (в eTrex 20, 30) , записывал треки, создавал, редактировал и удалял точки. Обычный "походный" режим: немного компаса, немного "путевого компьютера", немного карты, немного наблюдения за спутниками, и, конечно, прогулки по меню. Иногда навигатор использовался в режиме "пойти на точку" – как правило, когда я отправлялся к очередному геокешерскому тайнику. Батарейки – обычные щелочные элементы Sony Stamina Plus, как и в предыдущих тестах. Приборы выключались на ночь, а во время эксплуатации, главным образом, кочевали из руки в карман куртки и обратно. Навигатор eTrex 20, который я использовал наиболее интенсивно, работал 19 часов 05 минут (в последние часы периодически подавал сигналы о низком заряде батареи). Его старший собрат eTrex 30 продержался 20 часов 50 минут. Это ожидаемое и вполне нормальное время автономной работы. Что же касается eTrex 10, то он показал рекорд в 27 часов 20 минут. Кажется, впервые за время моих тестов реальный результат побил предел, обозначенный Garmin. Вероятно, не только менее интенсивное использование, но и более скромный экран и отсутствие потребности в панорамировании/масштабировании карты позволили eTrex 10 достичь такого показателя. Правда, я бы не торопился открывать бутылку шампанского. Если вы купите навигатор, то, вероятно, станете использовать его более активно, чем я в этот раз. И, возможно, не добьетесь такого впечатляющего результата. Как бы то ни было, все три прибора показали очень хорошее время автономной работы. Поклонники серии eTrex не будут разочарованы.

Вода и холод

Моей традицией становится беспощадно топить предоставленные на тестирование приборы, а потом засовывать их в морозилку между брюссельской капустой и крабовыми палочками. Ни разу ни один из навигаторов Garmin меня не подвел. (Стандарт IPX7: полчаса на глубине 1 м без последствий). Но раз уж на дворе зима... Я уложил eTrex 10 на дно небольшой керамической емкости, заполненной холодной водой, и выставил на мороз. Навигатор провел два с половиной часа при температуре воздуха -15 градусов. Когда я вернулся к прибору, вода замерзла и образовала линзу. Навигатор успел выключиться: очевидно, батарейкам (которые были "на исходе") не понравилась низкая температура. Я достал вмороженный в лед eTrex, растопил этот мини-айсберг под струей теплой воды, аккуратно вытер и заглянул сначала под заглушку порта USB, а затем в батарейный отсек. Вода не попала ни туда, ни сюда. Дал прибору отлежаться внутри помещения, чтобы высохла последняя влага, нажал на кнопку включения, и навигатор заработал, как ни в чем не бывало. Естественно, подобные опыты призваны продемонстрировать возможности прибора; я не советую владельцам навигаторов экспериментировать в том же духе, особенно если вы не хотите лишиться гарантии.

Выводы

Навигаторы мне понравились. Владельцы прежних eTrex с менее чувствительными чипсетами и без поддержки карт могут присмотреться к семейству eTrex 10-20-30.

Garmin eTrex 10. Чувствительный приемник, возможность определять собственное положение, идти на заданную точку, запоминать трек, обмениваться данными с компьютером по USB. Весь этот "минимальный джентльменский набор" выполнен в надежном влагозащищенном корпусе. Но без поддержки карт и со скромным экранчиком. Всегда были и будут люди, которым достаточно базовых возможностей, и чего-то большего от GPS-навигатора они не хотят. Таких людей порадует сравнительно невысокая цена, а бонусом станет "живучесть" eTrex 10 при питании от батареек.

Garmin eTrex 30 имеет те же отличительные черты, которые присущи всем старшим моделям в линейках навигаторов Garmin: наличие компаса, барометрического альтиметра и возможности беспроводного обмена данными с некоторыми другими навигаторами этого производителя. Кроме того, eTrex 30 умеет искать и программировать устройства Garmin Chirp (специальные "маячки", иногда используемые в геокешинге).

Поэтому, говоря о плюсах и минусах, я подразумеваю eTrex 20 – "золотую середину" новой линейки eTrex.

Плюсы:

  • Хороший высокочувствительный приемник.
  • Поддержка двух систем (GPS и ГЛОНАСС).
  • Общая компактность исполнения.
  • Продуманная конструкция, хорошая эргономика.
  • Неплохой экран.
  • Большой объем внутренней памяти + поддержка карточек microSD.
  • Поддержка векторных карт и относительно простая их загрузка в навигатор.
  • Поддержка растровых карт/космоснимков.
  • "Встроенная" русификация.

Минусы:

  • Отсутствие в комплекте поставки ремешка, защитной пленки или чехла.
  • Ошибки в переводе и мелкие огрехи функционала.
  • Скверное руководство пользователя.
  • Может быть трудно работать рукой в перчатке.